Врачебный контроль в спортивной медицине понятие о здоровье и болезни

Спорт, в широком понимании этого термина, представляет собой организованную на конкурентной основе физическую или умственную деятельность людей. Главной ее целью является сохранение или улучшение определенных физических или умственных навыков. Кроме этого спортивные игры представляют собой развлечение, как для участников процесса, так и для зрителей.

Врачебный контроль, история развития

Спортивная медицина включает в себя общую и частную патологию и врачебный контроль.

Врачебный контроль - это основной раздел спортивной медицины, представляющий собой постоянное врачебное наблюдение за спортсменами и лицами, занимающимися физической культурой.

Развитие спортивной медицины в нашей стране начинается с 20-х годов 20-го века. В 1924 году нарком здравоохранения СССР Н.А. Семашко провозгласил лозунг «Без врачебного контроля нет советской физической культуры». В 1925 году при участии Н.А. Семашко стал издаваться журнал «Теория и практика физической культуры», особое внимание в нем уделялось медицинским вопросам физического воспитания.

20-40-е годы 20-го века - это период становления и развития в нашей стране врачебного контроля как научно-практической медицинской дисциплины. Был введен обязательный врачебный контроль для всех занимающихся физической культурой и спортом. Были открыты кабинеты врачебного контроля, созданы НИИ физической культуры с отделами врачебного контроля, кафедры врачебного контроля в медицинских и физкультурных учебных заведениях. Первая кафедра врачебного контроля была создана в 1923 году в Москве в Государственном институте физкультуры. Подготовка специалистов по врачебному контролю началась в 1931 году с создания кафедры физкультуры в Центральном институте усовершенствования врачей.

В 1933 году в Центральном НИИ физкультуры открылась лаборатория врачебного контроля, которую возглавил С. П. Летунов. Именно ему принадлежит ведущая роль в создании отечественной школы спортивной медицины.

После Великой Отечественной войны в нашей стране начался активный период восстановления и развития врачебного контроля. В 1946 году впервые была создана Всесоюзная секция врачебного контроля при Всесоюзном комитете по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР, впоследствии преобразованная в Федерацию спортивной медицины СССР. В 1952 году секция вступила в международную федерацию спортивной медицины.

К концу 40-х годов врачебный контроль стал государственной системой медицинского обеспечения физкультуры и спорта.

В 1951 году были организованы врачебно-физкультурные диспансеры (ВФД). Создание ВФД - стало основой принципиально новой системы медицинского обеспечения физической культуры и спорта. Стало возможным постоянное активное наблюдение за действующими спортсменами, начинающими спортсменами, ветеранами спорта; проведение комплексного обследования спортсменов, наблюдение за динамикой здоровья и тренированности спортсменов, своевременное выявление нарушений, вызванных неадекватными нагрузками, планирование и коррекция тренировочного процесса.

50-70-е годы стали расцветом отечественной спортивной медицины.

В 1961 году при Тартусском университете открылся первый в стране факультет первичной подготовки врачей - специалистов по спортивной медицине.

В Комитете по физической культуре и спорту для обслуживания сборных команд была создана специальная медицинская служба.

Лаборатория врачебного контроля ВНИИФКа была преобразована в отдел спортивной медицины с 4 профильными лабораториями: врачебного контроля в спорте, возрастных проблем и массовой физической культуры, функциональной диагностики и клинической биохимии. Несколько позже в лаборатории врачебного контроля были созданы новые подразделения - проблем восстановления, фармакологии и допинг-контроля.

При сборных командах по всем видам спорта были организованы КНГ, в составе которых работали спортивные врачи совместно с тренерами и представителями других отраслей спортивной науки. При президиуме АМН был создан научный совет по медицинским проблемам физической культуры и спорта.

Широкий размах научных исследований, усложнение научной проблематики, организационное и методическое укрепление медицинской службы и ее возрастающее значение привели к тому, что состояние и уровень развития врачебного контроля значительно переросли рамки его названия, сужающего содержание предмета. Поэтому в дальнейшем получило официальное признание новое его название - «спортивная медицина».

Понятие о здоровье и норме

Здоровье - это очень сложное и многомерное понятие. Оно включает в себя не только медицинские, биологические и психологические компоненты, но и социальные, экономические и экологические составляющие.

В настоящее время не существует общепризнанного варианта определения состояния здоровья.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

«Здоровье - это психофизическое состояние человека, характеризующееся отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания» (Бундзен П.В., Дибнер Р.Д., 1994). Функциональный резерв - это запас функциональных возможностей, который постоянно расходуется на поддержание равновесия между организмом и окружающей средой.

Институтом гигиены детей и подростков МЗ СССР предложено следующее определение здоровья: «Здоровье - это отсутствие болезни и повреждения, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды» (Сердюковская Г.Н., 1979).

Адаптация - это приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям существования во внешней среде, выработанное в процессе эволюционного развития. Адаптация имеет наследственную природу.

Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, к физическим и психоэмоциональным нагрузкам. Высокая приспособляемость организма к изменениям внешней среды (температуры, влажности, гипоксии и т. д.) необходима спортсменам при тренировках и участии в соревнованиях.

Норма - это динамическое состояние, в рамках которого среднестатистические колебания психофизиологических, биохимических, генетических и других параметров организма способны удерживать живую систему в пределах своего морфофункциональ-ного оптимума, обеспечивая организму адекватные окружающей среде и эндогенным условиям реакции (Баевский Р.М. с соавт., 1996). Нормальные структуры и функции организма следует рассматривать как основу общей неспецифической резистентности.

Норма - это термин, очень близкий к понятию «здоровье», но не исчерпывающий его полностью. Медицинский подход трактует норму как относительную категорию. Нормально не то, что стандартно, а то, что оптимально для индивида в определенный момент, в конкретной ситуации.

Норма - это ситуационный оптимум. Норма - это оптимальное состояние жизнедеятельности организма в данной конкретной для человека среде.

Например, артериальное давление ниже 100/60 мм рт. ст. в состоянии покоя, с одной стороны, может являться заболеванием (артериальной гипотонией), а, с другой стороны, может быть проявлением высокого уровня тренированности спортсменов.

Понятие о предболезни

Граница между здоровьем и болезнью может быть не всегда четкой. Предболезнь - это состояние организма на грани здоровья и болезни. Это - период в жизнедеятельности организма, возникший под действием ряда патогенных факторов и характеризующийся снижением его адаптационных возможностей при сохранении постоянства внутренней среды. Оценка данного состояния очень сложна, так как конкретное заболевание еще не развилось, но равновесие между организмом и средой уже нарушено.

Предболезнь - это состояние повышенной или пониженной функции какой-либо системы организма в течение определенного периода.

Предболезнь предусматривает два исхода:

  • возврат к здоровью;
  • переход к болезни.

Динамические условия жизни, работы и соответствующие им комплексы стрессовых факторов эпизодически вызывают реакции напряжения, которые в зависимости от адаптационных возможностей организма или завершаются восстановлением равновесия организма с окружающей средой, или при недостаточности защитных механизмов приводят к заболеваниям. Переход от здоровья к болезни происходит через напряжение и срыв механизмов адаптации и, чем раньше мы сможем предусмотреть такой исход, тем больше шансов сохранить здоровье.

Поддержание достаточных адаптационных (приспособительных) возможностей организма, т.е. обеспечение здоровья находится в прямой зависимости от функциональных резервов организма, от его способности мобилизовать эти резервы для поддержания и сохранения гомеостаза в изменяющихся условиях окружающей среды.

Любой стресс вызывает реакцию напряжения регуляторных систем, мобилизацию функциональных резервов, и это происходит постоянно. В ответ на одно и то же воздействие напряжение регуляторных систем у одних людей находится в умеренных пределах (рабочий уровень функционального напряжения), у других - напряжение может быть резко выраженным.

Предболезнь характеризуется перенапряжением приспособительных механизмов организма в связи с действием на него повреждающих факторов.

Предболезнь - это ни болезнь, ни здоровье. Предболезнь не имеет специфических признаков. Важнейшим признаком предбо-лезни является снижение приспособляемости.

Для выявления снижения приспособительных возможностей проводят функциональные пробы, когда организм искусственно ставится в условия, в которых он вынужден проявлять повышенную способность к функционированию.

К предболезни относятся донозологические состояния и преморбидные состояния.

Термин "донозологические состояния" впервые был предложен Р.М. Баевским и В.П. Казначеевым в 1979 г.

Развитие учения о донозологических состояниях связано с космической медициной, в которой медицинский контроль за состоянием здоровья космонавта ориентировался на способность организма адаптироваться к новым, необычным условиям окружающей среды. Прогнозирование возможных изменений функционального состояния в космическом полете основывалось на оценке степени напряжения регуляторных систем организма (Ба-евский Р.М., 1972).

Классификация функциональных состояний организма (Р.М. Баевский с соавт.,1996):

1-й класс - норма - это функциональные состояния с достаточными функциональными (адаптационными) возможностями организма. Это состояние оптимального или минимального напряжения систем регуляции, характерное для удовлетворительной адаптации организма к условиям окружающей среды.

2-й класс - донозологические состояния - это состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности организма обеспечиваются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем, что ведет к повышенному расходованию функциональных резервов организма. Данные состояния проявляются мобилизацией защитно-приспособительных механизмов, в том числе, повышением активности симпатической нервной системы. Характерной особенностью донозологических состояний является наличие повышенного напряжения механизмов адаптации. Выделяют три стадии функционального напряжения: умеренного, выраженного и резко выраженного напряжения. При донозологических состояниях наблюдаемые изменения физиологических показателей, как правило, не выходят за пределы так называемой клинической нормы.

3- й класс - преморбидные состояния - это состояния, которые характеризуются снижением функциональных возможностей

организма и проявляются в виде двух стадий:

  • я - с преобладанием неспецифических изменений при сохранении гомеостаза основных жизненно важных систем организма, в том числе, сердечно-сосудистой системы;
  • я - с преобладанием специфических изменений со стороны определенных органов и систем, гомеостаз которых нарушен, но благодаря механизмам компенсации проявление заболеваний может быть невыраженным или оно находится в начальной фазе и имеет компенсаторный характер.

Существенная особенность данного класса функциональных состояний состоит в том, что они развиваются на фоне перенапряжения регуляторных механизмов. Данные состояния проявляются недостаточными защитно-приспособительными механизмами и их неспособностью обеспечить оптимальную, адекватную реакцию организма на воздействие различных факторов окружающей среды.

4- й класс - срыв адаптации - это состояния с резким снижением уровня функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации. Данные состояния проявляются истощением (астенизацией) регуляторных механизмов. В этих состояниях, как правило, наблюдаются различные заболевания в стадии субкомпенсации или декомпенсации.

В отечественной медицине последних десятилетий большое внимание уделяется так называемым переходным, или предпато-логическим, состояниям (предболезнь). С позиций общей патологии, они характеризуются снижением устойчивости к патологическим воздействиям, снижением диапазона адаптивности вследствие переутомления и ослабления защитных механизмов.

Вот почему нерационально интенсивные тренировки способствуют развитию предпатологии, повышают риск возникновения инфекционных и других заболеваний.

Необходимо знать, что переход от здоровья к болезни очень часто происходит незаметно. Между здоровьем и болезнью существуют переходные состояния, и болезнь обычно возникает в тех случаях, когда организм подвергается чрезмерным физическим и психоэмоциональным нагрузкам или когда снижены приспособительные функции. И, в первую очередь, это относится к спортсменам, у которых на фоне данных нагрузок наблюдается снижение адаптации и возможно возникновение изменений, нередко переходящих в болезнь или приводящих к травмам опорно-двигательного аппарата.

Оценка соматического здоровья детей и подростков

Основными задачами врачебного контроля за здоровьем и развитием детей являются:

Углубленное обследование, оценка состояния здоровья и подростков, назначение соответствующих рекомендаций с целью обеспечения гармоничного развития, оптимального функционального состояния организма и полноценного здоровья.

Раннее выявление отклонений в состоянии здоровья детей и подростков для своевременной коррекции данных отклонений и сохранения здоровья.

В настоящее время оценка состояния соматического здоровья детей и подростков проводится в соответствии с классификацией, предложенной Г.Н. Сердюковской (1979). В соответствии с данной классификацией, все дети и подростки по состоянию соматического здоровья разделяются на 5 групп:

1-я группа включает в себя здоровых, не имеющих хронических заболеваний, с нормальным физическим развитием и нормальными показателями функционального состояния исследуемых систем;

2-я группа - здоровые, имеющие те или иные морфофунк-циональные отклонения. К данной группе относятся дети и подростки с нарушениями осанки и слабо выраженным плоскостопием, повышенной утомляемостью и головными болями, связанными с нарушениями режима, миопией слабой степени, с отклонениями в физическом развитии, не связанными с эндокринной патологией, с косметическими и аномальными дефектами, если ребенок полностью адаптировался к ним и они не мешают выполнению его социальных функций (отсутствие пальца, птоз и др.), аллергическими реакциями, гипертрофией миндалин 1-2 ст., увеличением щитовидной железы 1-2 ст., вегетативной лабильностью, функциональным шумом в сердце, тахикардией, гипотонией, кариесом 6-8 зубов, часто болеющие (4 раза в году и более) и т. д. В эту же группу включаются "угрожаемые" в силу наличия особенностей состояния организма или условий жизни и поэтому требующие повышенного медико-педагогического внимания (угрожаемые по ревматизму, по туберкулезу, по нервно-психическим заболеваниям и т.д.);

3-я группа - дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации (неактивная фаза ревматизма, простая форма хронического тонзиллита, хронический холецистит в стадии стойкой ремиссии, анемия, хронический ринит, хронический аденоидит, миопия средней степени, нейроциркуляторная дистония и др.);

4-я группа - больные с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, но посещающие массовые школы, детские учреждения без значительных нарушений самочувствия;

5-я группа - больные хроническими заболеваниями в де-компенсированном состоянии. Дети данной группы практически не встречаются при массовых медицинских обследованиях, так как чаще всего лишены возможности посещать учебно-воспитательское учреждение.

Преимущество данной схемы заключается в том, что указанная группа здоровья, к которой отнесен тот или иной ребенок, обозначает степень его социальной дееспособности.

Оценка психического здоровья детей и подростков

В настоящее время оценка состояния психического здоровья детей и подростков проводится с учетом принципа разделения на 5 групп психического здоровья, разработанного в НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Минздрава РФ (Крылов Д.Н., 1993), что позволяет более дифференцированно оценивать выявленные отклонения в их здоровье:

1-я группа - совершенно здоровые и оптимально адаптированные дети и подростки;

2-я группа - дети и подростки с легкими функциональными отклонениями, преимущественно с астено-невротическими реакциями, не вызывающими, однако, заметных изменений в социальном статусе, поведении и учебе, но требующими мобилизации и напряжения адаптационных механизмов организма;

3-я группа - дети и подростки с донозологическими отклонениями в основном в виде астеноневротического синдрома различной этиологии с высоким напряжением и перенапряжением адаптационных механизмов, позволяющим им удерживаться на уровне предъявляемых требований;

4-я группа - дети и подростки с клиническими формами психических расстройств, относимых к кругу нозологических единиц (психических заболеваний) в стадии субкомпенсации, но уже с признаками срыва адаптационных механизмов, со снижением дееспособности в привычной социальной среде;

5-я группа - больные дети и подростки с четко выраженными клиническими проявлениями заболеваний, яркой декомпенсацией состояния в связи с поломкой адаптационных механизмов, а также с резкими проявлениями психических нарушений, требующих госпитализации и активной терапии.

Исследования психического здоровья детей и подростков показали, что большая их часть имеет донозологические отклонения различной степени выраженности (2 и 3 группы) психического здоровья, это составляет в среднем от 50% до 60% в зависимости от возраста. Наиболее резко выраженные пограничные нервно-психические нарушения наблюдаются в подростковом возрасте, представляющим собой сложнейший этап психологической перестройки организма, обусловленный взаимодействием биологического и социального рядов развития: полового созревания и специфической фазы социализации, связанной с выбором профессии и расширением общественной роли подростка.

Известно, что донозологические формы нервно-психических отклонений сопровождаются стойкими деформациями личностных свойств детей и подростков, что значительно нарушает их социальную адаптацию. Необходимо подчеркнуть, что они оказывают свое негативное влияние на здоровье учащихся, выражающееся в пониженной работоспособности, быстрой утомляемости, эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности поведенческих реакций. Поэтому даже незначительные функциональные отклонения в нервно-психическом здоровье ребенка требуют к себе самого пристального внимания.

Оценка состояния здоровья спортсменов

Врачебные обследования лиц, занимающихся спортом и физической культурой, подразделяются на:

  • первичные;
  • повторные - УМО (углубленное медицинское обследование);
  • дополнительные.

Первичные - это решение вопроса о допуске к занятия физической культурой и спортом.

УМО - это обследование занимающихся физической культурой и спортом. Врач определяет физическое развитие, функциональное состояние и дает заключение о влиянии занятий спортом на состояние здоровья спортсмена. Повторные обследования проводятся 1-3 раза в год, в спорте высших достижений - 24 раза в год.

Основной целью первичного и углубленного медицинского обследования (УМО) является оценка состояния здоровья, физического развития и функционального состояния организма спортсмена.

Дополнительные врачебные обследования позволяют решить вопрос о допуске спортсмена к соревнованиям, обследование спортсмена после травм и перенесенных заболеваний происходит по просьбе тренера или спортсмена. Основная цель - оценка состояния здоровья на момент обследования и функциональных возможностей организма спортсмена.

Оценка состояния здоровья спортсменов предусматривает комплексное обследование спортсмена, включающее в себя:

  • анамнез;
  • антропометрические измерения;
  • осмотр врачей-специалистов: невропатолога, хирурга, отоларинголога, офтальмолога, стоматолога, гинеколога, уролога;
  • осмотр врача - специалиста по спортивной медицине;
  • ЭКГ (в состоянии покоя и с физической нагрузкой для определения устойчивости к ней);
  • эхокардиография;
  • рентгенография органов грудной клетки;
  • клинический анализ крови;
  • общий анализ мочи.

В настоящее время необходима ранняя диагностика и своевременная коррекция донозологических состояний спортсменов.

У спортсменов наиболее распространены нарушения вегетативной, центральной нервной и иммунной систем.

Конституция. Типы конституции по М.В. Черноруцкому. Взаимосвязь типа конституции со склонностью к различным заболеваниям.

Конституция - это комплекс морфофункциональных особенностей организма, сложившийся на основе наследственных и приобретенных свойств.

В медицине общепринятой считается классификация типов конституции по М.В. Черноруцкому, согласно которой различают 3 конституционных типа:

  • нормостенический;
  • астенический;
  • гиперстенический.

Астенический тип характеризуются значительным преобладанием продольных размеров тела над поперечными - это высокие, стройные, худощавые, со слабо развитой мускулатурой и подкожной жировой клетчаткой, острым эпигастральным углом, низким стоянием диафрагмы, вертикальным положением сердца, повышенной функцией щитовидной железы.

Астеническая грудная клетка у лиц астенического типа телосложения удлиненная, узкая (уменьшены переднезадний и боковой размеры), плоская. Надключичные и подключичные ямки отчетливо выражены. Эпигастральный угол меньше 900. Ребра в боковых отделах приобретают более вертикальное направление, десятые ребра не прикреплены к реберной дуге, межреберные промежутки расширены, лопатки крыловидно отстают от грудной клетки, мышцы плечевого пояса развиты слабо, плечи опущены, грудной отдел больше брюшного.

Особенности обмена веществ у астенического типа: преобладание процессов диссимиляции над процессами ассимиляции, склонность к повышению основного обмена и алкалозу.

Гиперстенический тип характеризуется относительным преобладанием поперечных размеров тела - это широкоплечие, коренастые с относительно короткими конечностями, округлым лицом, короткой шеей и грудной клеткой, тупым эпигастральным углом, горизонтальным положением сердца, пониженной функцией щитовидной железы.

Гиперстеническая грудная клетка у лиц гиперстенического типа телосложения имеет форму цилиндра. Переднезадний размер ее приближается к боковому, надключичные ямки отсуству-ют. Эпигастральный угол больше 900, направление ребер в боковых отделах грудной клетки приближается к горизонтальному, межреберные промежутки уменьшены, лопатки плотно прилегают к грудной клетке, грудной отдел меньше брюшного.

Особенности обмена веществ у гиперстенического типа: преобладание процессов ассимиляции над процессами диссимиляции, склонность к понижению основного обмена и ацидозу.

Нормостенический тип отличается пропорциональностью телосложения и занимает промежуточное положение между астеническим и гиперстеническим типами.

Нормостеническая (коническая) грудная клетка у лиц нор-мостенического типа телосложения по форме напоминает усеченный конус, основание которого образовано хорошо развитыми мышцами плечевого пояса и направлено вверх. Переднезад-ний (грудино-позвоночный размер) меньше бокового (поперечного), надключичные ямки выражены незначительно. Эпигастраль-ный угол приближается к 900. Ребра в боковых отделах имеют умеренно косое направление, лопатки плотно прилегают к грудной клетке и располагаются на одном уровне, грудной отдел туловища по своей высоте примерно равен брюшному отделу.

Особенности обмена веществ у нормостенического типа: равновесие процессов ассимиляции и диссимиляции, показатели обмена веществ и физиологических процессов близки к норме.

Существует взаимосвязь между типом конституции и склонностью к определенным заболеваниям.

Астенический тип конституции предрасполагает к неврозам, артериальной гипотонии, к тяжелому течению туберкулеза легких, к птозу (опущению) органов брюшной полости, язвенной болезни, патологической аменорее, анемии.

Гиперстенический тип конституции предрасполагает к заболеваниям сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца), атеросклерозу, ожирению, сахарному диабету.

Нормостенический тип конституции предрасполагает к заболеваниям верхних дыхательных путей и опорно-двигательного аппарата.

Заслугой М.В. Черноруцкого является то, что он изучил особенности обмена веществ и состояние некоторых внутренних органов у выделенных им конституционных типов.

Основным недостатком большинства классификаций конституций является то, что в них отсутствуют промежуточные (смешанные) типы, к которым относится большинство людей.

Физическое развитие, методы оценки физического развития

Известно, что одним из важнейших показателей здоровья человека является его физическое развитие. Это - чуткий индикатор социально-экономических изменений как позитивного, так и негативного характера.

Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков организма, позволяющая определить запас его физиологических сил, выносливость и работоспособность. Физическое развитие как индивидуума, так и детской популяции в целом является основным показателем здоровья подрастающего поколения.

К основным критериям физического развития относятся:

  • длина тела;
  • масса тела;
  • окружность грудной клетки;
  • жизненная емкость легких (ЖЕЛ).

Физическое развитие оценивается с помощью следующих методов:

  • Метод антропометрических стандартов.
  • Метод корреляции.
  • Метод индексов.
  • Перцентильный метод.

В настоящее время наиболее информативным методом оценки физического развития является перцентильный.

Для приблизительной, ориентировочной оценки антропометрических данных используют метод индексов. К наиболее широко используемым индексам относят: А. Индекс Кетле (массо-ростовой).

                                        масса тела (г)

Индекс Кетле =-------------------------------------

рост (см)

Оценка индекса Кетле у детей и подростков (Приложения 10, 11).

Б. Жизненный индекс легких (ЖИ).

Жизненный индекс характеризует функциональные воз­можности дыхательного аппарата.

Жизненный индекс (ЖИ), или относительная ЖЕЛ, пока­зывает, сколько ЖЕЛ в мл приходится на 1 кг массы тела.               

Спортсмены и спортсменки имеют более высокие значения жизненного индекса легких.

Понятие о болезни

Состояние здоровья и болезни - это две различные неразрывно связанные между собой формы проявления жизни. Эти формы существования находятся в тесном динамическом единстве. На протяжении индивидуальной жизни человека они могут неоднократно сменять друг друга. Болезнь - это состояние, противоположное здоровью.

Болезнь - это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды, качественно-новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящий к снижению приспособляемости организма к непрерывно-меняющимся условиям внешней среды и ограничению трудоспособности (Адо А. Д., Новицкий В.В., 2010).

Нозология - это общее учение о болезни.

Понятие болезнь включает в себя патологическую реакцию, патологический процесс, патологическое состояние.

Патологическая реакция - это неадекватный и биологически нецелесообразный ответ организма или его систем на воздействие обычных или чрезвычайных раздражителей. Патологическая реакция - это кратковременная, неадекватная реакция организма на какое-либо воздействие. Например, повышение артериального давления под влиянием отрицательных эмоций, появление аллергической реакции на пищевые продукты. В клинике понятию патологическая реакция чаще всего соответствует термин симптом.

Патологический процесс - это закономерно развивающаяся в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора. Один и тот же патологический процесс может быть вызван различными причинными факторами и являться компонентом различных заболеваний, сохраняя при этом свои отличительные черты. В клинике понятию патологический процесс чаще всего соответствует термин синдром. Патологический процесс - это сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций в поврежденных тканях, органах или организме, проявляющийся в виде морфологических, метаболических и функциональных нарушений. Типовые патологические процессы - это воспаление, лихорадка, опухолевый рост и т. д. Патологический процесс лежит в основе болезни.

Патологическое состояние - это стойкое отклонение структуры и функции органа (ткани) от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма. Патологическое состояние - это медленно текущий патологический процесс.

Периоды болезни

Периоды болезни - это динамическая характеристика болезни. В течение болезни выделяют 4 периода:

1-й период - латентный, или скрытый - это время между действием этиологического фактора и появлением первых признаков болезни. При инфекционных заболеваниях он называется инкубационным периодом (это - период от начала заражения до начала заболевания). Длительность данного периода различна. В этом периоде включаются защитные реакции, направленные на удаление причины заболевания и компенсацию произведенных повреждений. Это - процесс первичного воздействия этиологических факторов на организм и включения защитных реакций организма. Защитные реакции во многих случаях могут прекратить возникновение расстройств и не допустить развитие заболевания.

2-й период - продромальный (период предвестников болезни) - характеризуется появлением первых признаков болезни -неспецифических симптомов, свойственных различным заболеваниям (головная боль, слабость, недомогание, лихорадка, ухудшение аппетита и т.д.). При инфекционных заболеваниях появляется лихорадка, озноб. В этом периоде включаются защитные и приспособительные реакции организма.

3-й период - период манифестации или полного развития болезни - характеризуется наличием специфических симптомов, отличающих данное заболевание от других заболеваний, типичной клинической картиной болезни.

4- й период - исход заболевания.

Болезнь может закончиться:

а) полным выздоровлением;

б) неполным выздоровлением;

в) смертью.

Выздоровление - это восстановление нормальной жизнедеятельности организма после болезни. В основе выздоровления лежит потенцирование механизмов выздоровления, формирование адаптивных процессов и реакций, которые ликвидируют причину болезни и ее патогенные последствия, полностью восстанавливают гомеостаз организма.

Полное выздоровление - это практически полное восстановление нарушенных во время болезни структур и функций организма, приспособительных возможностей и трудоспособности. Полное выздоровление не означает возврата организма к его состоянию до болезни. Выздоровление организма после болезни характеризуется изменением качественных и количественных показателей жизнедеятельности (формируются новые функциональные системы, изменяется активность системы иммунологического надзора, метаболизма, развиваются адаптационные изменения).

Неполное выздоровление (переход в хроническую форму). При неполном выздоровлении могут развиться стойкие патологические изменения в каком-либо органе и тогда болезнь принимает хроническое, вялое течение, в процессе которого возможны обострения, при этом приспособительные возможности и трудоспособность ограничены.

Смерть является самым неблагоприятным исходом болезни. Смерть - это процесс прекращения жизнедеятельности организма.

Терминальные состояния - состояния, пограничные между жизнью и смертью. Это - обратимое угасание функций организма.

Клиническая смерть - терминальное состояние, которое наступает после прекращения сердечной деятельности и дыхания и продолжается до наступления необратимых изменений в высших отделах центральной нервной системы.

Классификация болезней Классификации болезней - это система распределения болезней по классам на основе определенных критериев.

По причине возникновения болезни делятся на:

  • наследственные;
  • инфекционные;
  • постинтоксикационные;
  • травмы и др.

По основной локализация болезни подразделяются на:

  • болезни системы крови;
  • болезни органов дыхания;
  • болезни сердца;
  • болезни почек;
  • болезни печени;
  • болезни кожи;
  • глазные болезни и т.д.

По возрасту и полу пациента выделяют:

  • болезни новорожденных;
  • детские болезни;
  • женские;
  • болезни пожилого и старческого возраста.

По основному принципу лечения выделяют:

  • терапевтические болезни;
  • хирургические болезни.

По характеру профессиональной деятельности - профессиональные болезни.

Также болезни делятся по продолжительности течения на:

  • Острые заболевания (длительность - от 5 до 14 дней). Острое заболевание начинается внезапно, сразу появляются ярко выраженные симптомы.
  • Подострые заболевания (длительность - от 15 до 40 дней). Подострое заболевание протекает более вяло.
  • Хронические заболевания (длительность - свыше 40 дней). Хроническое заболевание продолжается много месяцев или лет.

Иногда острое заболевание может перейти в хроническое заболевание. Чаще всего это происходит вследствие несвоевременного или неправильного лечения, а в спорте этому способствует раннее возобновление тренировок или участие в соревнованиях.

Течение заболеваний может быть:

  • а) типичным (заболевание имеет характерные для данной болезни симптомы);
  • б) атипичным (заболевание не имеет характерных для данной болезни симптомов);
  • в) рецидивирующим (рецидив - это возобновление, возврат клинических проявлений болезни после их временного исчезновения);
  • г) латентным (бессимптомным).

Выделяют также понятия ремиссия заболевания и осложнения заболевания.

Ремиссия - это временное ослабление (неполная ремиссия) или устранение (полная ремиссия) болезни. Например, периодические сезонные ремиссии у больных с герпетической инфекцией.

Осложнения заболевания - это патологический процесс, состояние или реакция, развивающиеся на фоне основной болезни, но не обязательные для нее. Например, кровотечение при язвенной болезни.

Существуют субъективные и объективные критерии болезни:

  • а) субъективные критерии болезни - это жалобы больного, которые не всегда точно отражают состояние организма;
  • б) объективные критерии болезни - это результаты обследования больного с использованием лабораторных и инструментальных методов.

При развитии любой болезни можно выделить:

• Специфические механизмы развития болезни.

Специфические механизмы - это активация систем клеточного и гуморального иммунитета, обеспечивающего специфическую защиту в борьбе с попавшим в организм чужеродным объектом.

• Неспецифические механизмы развития болезни. Неспецифические механизмы - это типовые патологические процессы.

Понятие об этиологии

Этиология - это учение о причинах и условиях возникновения болезней.

Этиология отвечает на вопрос: почему возникла болезнь?

Болезнь может возникнуть или при воздействии на организм чрезмерного раздражителя, или при снижении способности организма адаптироваться к обычным раздражителям.

Болезнь вызывается комплексом неравноценных факторов. Этиологические факторы - это причины возникновения болезней. В возникновении заболевания выделяется главный этиологический фактор. Главный этиологический фактор - это тот фактор, при отсутствии которого данное заболевание развиться не может ни при каких условиях. Этиологический фактор, непосредственно воздействуя на организм, при определенных условиях вызывает болезнь. Воздействие главного этиологического фактора на организм не всегда приводит к возникновению болезни. Этому препятствует целый комплекс условий.

Различают следующие этиологические факторы возникновения заболеваний:

  • а) внешние (экзогенные);
  • б) внутренние (эндогенные).

А. Внешние этиологические факторы - это:

  • Механические - воздействия, вызывающие открытые и закрытые повреждения: раны, ушибы, вывихи, переломы, сотрясения и разрывы внутренних органов, нарушения целостности нервов и кровеносных сосудов, кровотечения. Механические факторы могут оказывать как местное, так и общее повреждающее действие. В частности, тяжелые травмы вызывают не только местные изменения, но и общие расстройства - травматический шок.
  • Физические - воздействие термических факторов (высокая и низкая температура - ожоги, отморожения), ионизирующего излучения (лучевая болезнь, ожоги), поражение электрическим током (ожоги, электрошок).
  • Химические - воздействие кислот, щелочей, отравляющих веществ, лекарств;
  • Биологические - бактерии, вирусы, грибы, гельминты, клещи, яды.

Патогенность - это свойство микроорганизмов наносить вред хозяину. При этом под вредом понимают как первичное повреждение, обусловленное самим микробом, так и вторичное повреждение вследствие самоповреждения при реакции организма на микроорганизм.

Социальные (в возникновении, распространении заболеваний большое значение имеют социальные факторы, т.е. факторы той общественной среды, где живет человек).

Гипокинезия - это пониженная двигательная активность. Гиперкинезия - это повышенная двигательная активность.

Психические факторы.

Стресс - это состояние, возникающее при действии чрезвычайных или патологических раздражителей и приводящее к напряжению неспецифических адаптационных механизмов организма. Термин «стресс» введен Г. Селье, который определял стресс как состояние организма, возникающее при предъявлении к нему любых требований. Эустресс - синдром, способствующий сохранению здоровья (по Г. Селье). Дистресс - синдром, приобретающий роль патогенного фактора.

Адаптационный синдром - это совокупность неспецифических изменений, возникающих в организме человека при действии любого патогенного раздражителя. Термин предложен Г. Селье в 1936 году. Г. Селье различал общий, или генерализованный, адаптационный синдром, наиболее тяжелым проявлением которого является шок, и местный адаптационный синдром, развивающийся в виде воспаления. Синдром называется общим, потому что он возникает как реакция всего организма, и адаптационным, так как его развитие способствует выздоровлению.

Адаптационный процесс - это общая реакция организма на действие чрезвычайного для него фактора внешней или внутренней среды, характеризующаяся стадийными специфическими и неспецифическими изменениями жизнедеятельности, обеспечивающая повышение резистентности организма к воздействующему на него фактору и, как следствие - приспособляемости его к меняющимся условиям существования.

Впервые представление об адаптационном процессе было сформулировано Г. Селье в 1935 году. Он выделял общую и местную форму адаптационного синдрома:

  • общий (генерализованный, системный) адаптационный синдром характеризуется вовлечением в процесс всех или большинства органов и физиологических систем организма;
  • местный адаптационный синдром наблюдается в отдельных тканях или органах при их альтерации, возникает при локальных повреждениях тканей, развитии в них воспаления, опухолей, аллергических реакций и других местных патологических процессов. Однако и местный адаптационный синдром формируется при большем или меньшем участии всего организма.

При оптимальной реализации процесса адаптации формируется отсутствующая ранее высокая устойчивость организма к фактору, вызвавшему этот процесс, а нередко и к раздражителю другого характера (феномен перекрестной адаптации).

Адаптация организма к стрессовым факторам характеризуется активацией специфических и неспецифических реакций и процессов. Специфический компонент развития адаптации обеспечивает приспособление организма к действию конкретного фактора (например, к физическим нагрузкам, к гипоксии, холоду и т. д.). Неспецифический компонент развития адаптации заключается в общих, стандартных изменениях, возникающих в организме при воздействии любого фактора необычной силы, характера или длительности. Эти изменения описаны как стресс.

Стресс - это генерализованная, неспецифическая реакция организма, возникающая под действием различных факторов необычного характера, силы или длительности. Стресс характеризуется стадийными неспецифическими изменениями в организме - активацией защитных процессов и повышением его общей резистентности с возможным последующим снижением ее и развитием патологических процессов.

Стадии стресса:

  • стадия тревоги;
  • стадия резистентности;
  • стадия истощения.

Стресс является обязательным звеном механизма срочной адаптации организма к воздействию любого чрезвычайного фактора.

Стресс предшествует развитию стадии устойчивой резистентности адаптационного синдрома и является важным фактором, вызывающим формирование этой стадии.

При развитии повышения резистентности организма к чрезвычайному фактору устраняются нарушения гомеостаза и стресс-реакция прекращается. Если не формируется повышение резистентности, то сохраняется состояние стресса.

Возможность или невозможность возникновения адаптационного синдрома и особенности динамики его развития зависят от реактивности.

Стадии адаптационного синдрома:

  • 1я стадия - это срочная или экстренная адаптация. Это -мобилизация существующих в организме защитных, компенсаторных и приспособительных процессов, проявляется триадой закономерных изменений.
  • 2я стадия - это повышение резистентности (устойчивости) организма к действующему на него чрезвычайному фактору, или долговременная адаптация.
  • 3я стадия - это истощение или изнашивание. Эта стадия адаптационного синдрома не обязательна. В большинстве случаев процесс адаптации завершается формированием долговременной адаптации.

Б. Внутренние этиологические факторы - это:

  • наследственность;
  • иммунитет;
  • реактивность;
  • конституция;
  • возраст;
  • пол.

Значение внутренних факторов в патологии различно. Они могут быть:

  • непосредственной причиной заболевания;
  • условием, способствующим заболеванию;
  • условием, препятствующим развитию заболевания.

Главный этиологический фактор может оказывать:

а) прямое повреждающее действие:

  • повреждая и исчезая (механическая травма, радиация);
  • продолжая оставаться в организме (инфекционное заболевание, отравление);

б) опосредованное повреждающее действие через нервную,эндокринную системы, гуморальным путем.

Условия возникновения болезней - это факторы, влияющие на возникновение и развитие болезни. В отличие от причинного фактора, они не являются обязательными для возникновения заболеваний. При наличии этиологического фактора болезнь может развиться без участия некоторых условий ее возникновения. Например, фолликулярная ангина может возникнуть и без переохлаждения.

Различают условия:

  • а) способствующие возникновению болезни;
  • б) препятствующие возникновению болезни.

А. Условия, способствующие возникновению болезни:

  • наследственное предрасположение к данному заболеванию;
  • конституционная предрасположенность, крайние варианты конституции;
  • ранний детский, пубертатный или старческий возраст;
  • нарушения питания;
  • переутомление;
  • ранее перенесенное заболевание;
  • снижение иммунитета;
  • измененная реактивность.

Б. Условия, препятствующие возникновению болезни:

  • наследственность;
  • конституция;
  • рациональное питание;
  • правильная организация режима;
  • иммунитет;
  • реактивность.

Необходимо отметить, что в возникновении болезней редко принимают участие только внешние или только внутренние факторы. На самом деле они теснейшим образом взаимосвязаны. Как правило, один из внешних факторов является непосредственной причиной заболевания, а внутренние факторы являются условиями, способствующими возникновению заболевания.

Знание причин и условий возникновения болезней необходимо для профилактики болезней. 

Спорт Комментировать
+ 1 -