Гиперактивность и дефицит внимания у детей (СДВГ)

Разработка принципов защиты здоровья всех членов семьи имеет решающее значение для ее полноценного существования. Основную угрозу для здоровья семьи представляют не болезнетворные бактерии и вирусные заболевания, но скорее принципы образа жизни, факторы окружающей среды и психологическое благополучие. Немаловажную роль в здоровье семьи играет семейный врач.

Школьные учителя сокрушаются – с каждым годом становится все сложнее и сложнее учить детей. По их мнению, современные ребятишки плохо воспитаны, неуправляемы, ленивы, не умеют общаться ни с взрослыми, ни друг с другом. Все больше становится гиперактивных детей, у которых все эти «прелести» можно смело умножить как минимум на три. Учителя особенно негативно относятся к таким детям, потому что не в силах с ними справиться. На самом деле, они вовсе не такие ужасные – они просто другие.

Посочувствовать можно не только педагогам, но и родителям гиперактивных детей, ведь растить их очень трудно. Обычного терпения здесь недостаточно, маме и папе такого ребенка необходима выдержка поистине олимпийская, чтобы научиться хотя бы просто его выносить без вреда для собственной нервной системы. Слишком активный ребенок раздражает, утомляет, выводит из себя… Но в какого же ангелочка он превращается, когда успокоившись, наконец, засыпает. Родительские сердца в такие минуты буквально плавятся от нежности. Мамы и папы спокойных детей не часто испытывают такой эмоциональный «контрастный душ» по отношению к своему ребенку.

Воспитание гиперактивного ребенка – процесс очень сложный, требующий тонкости и терпения, а главное – непрерывный. Да, такой малыш не даст расслабиться, но и позитива он может подарить немало. Говоря о детской гиперактивности, в первую очередь почему-то упоминаются бесконечное непослушание, капризы и истерики. Но ведь ровно также, не скупясь, он транслирует и положительные эмоции. Восхищение, нежность, удивление и радость, в конце концов – свою любовь такие детки дарят родителям «на всю катушку», ведь они не хотят и не умеют сдерживаться.

СДВГ – что это такое?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – так расшифровывается эта неблагозвучная аббревиатура. В России СДВГ начали диагностировать чуть более десяти лет назад, как одну из форм минимально-мозговой дисфункции (ММД). Согласно статистическим данным, официальный диагноз СДВГ в наше время стоит у 4-18 % российских детей (любопытно, что в Америке показатель несколько выше, а в Англии – намного ниже). Гораздо чаще такой диагноз ставится мальчикам (в 9 раз чаще, чем девочкам).

Важно понимать, что СДВГ относится не к заболеваниям, а к функциональным нарушениям, нормализуемым по мере созревания и развития головного мозга.

Проявления СДВГ

В самом названии синдрома уже заложены два его основных признака: повышенная психическая активность и невнимательность. Даже совсем маленькие СДВГ-та отличаются от своих сверстников – они мало и плохо спят, легко возбуждаются, часто и громко плачут. У них с младенчества может быть повышен мышечный тонус. Они неуклюжи, несмотря на постоянное движение, у них плохо развита мелкая моторика (соответственно, часто имеются проблемы с речью), они редко хорошо лепят или рисуют. Все дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью очень импульсивны и почти все – разговорчивы, они неуравновешенны, вспыльчивы, нетерпимы к неудачам. Все это не позволяет таким деткам выстраивать нормальные отношения в социуме, они редко находят друзей, потому что своим поведением раздражают не только взрослых, но и сверстников.

Ребенок с синдромом дифицита внимания и гиперактивностью не может долго усидеть на месте, даже если он занят чем-то интересным для него. Буквально через несколько минут он начнет двигаться, а если все-таки вынужден будет сидеть, то «гулять» будут его руки и ноги. Он непременно должен что-нибудь или кого-нибудь теребить, вертеть в руках, качаться на стуле, чесаться и т.п. Он постоянно перебивает, не дослушивая, а то и вовсе не слушая, что ему говорят. При этом сам всегда весьма настойчиво требует внимания.

Дети всегда непосредственно выражают свои чувства, при этом смена различных переживаний может происходить быстро и часто. Вполне нормальный ребенок может покапризничать, погрустить или испугаться чего-нибудь, но основой его эмоциональной сферы является настроение жизнерадостное. Вечные капризы, резкие перемены настроения, неумение «тормозить», раздражение и быстрая утомляемость – признаки повышенного эмоционального фона, характерного для детей с СДВГ. У детишек с синдромом дефицита внимания процессы возбуждения в психике преобладают над торможением. Другими словами, не ребенок управляет своими эмоциями, а эмоции – ребенком.

Причины СДВГ

Истоки гиперактивности следует искать еще до рождения, в период ожидания малыша. Мамины стрессы не проходят даром. Усталость, недостаток полезных веществ, перенесенные заболевания, химические препараты, нехватка кислорода – множество негативных факторов способно оказать влияние на нервную систему будущего малыша. Сам процесс рождения на свет во многом определяет состояние здоровья ребенка и его эмоционально-психический фон.

Возможны органические причины возникновения гиперактивности. Речь идет о так называемой ММД – минимальной мозговой дисфункции, незначительном нарушении в структуре головного мозга. ММД может развиться как во внутриутробном периоде, так и вследствие сложных родов (обвитие пуповиной, стремительные роды, травма и т.п.). Органическую причину гиперактивности следует пытаться найти или исключить как можно раньше. Ведь коррекционное воздействие, оказанное в младенчестве, несравнимо результативнее, чем в более старшем возрасте. То, что в первые годы жизни исправить относительно легко, позже может стать уже необратимым.

Последствия СДВГ

Обычно диагноз СДВГ ставят в детском возрасте (5-10 лет). Он более или менее успешно корректируется, если грамотно подходить к вопросам лечения и воспитания. Но коварный синдром может проявиться и значительно позже. Особенно сильный всплеск может быть в период полового созревания, в так называемом переходном возрасте (12-16 лет). Здесь родителей могут ожидать очень серьезные испытания – у подростков, которым в свое время был поставлен диагноз СДВГ, значительно чаще обычного встречаются проблемы с наркотиками и алкоголем, депрессии, склонность к суициду. И даже во взрослой жизни СДВГ будет давать о себе знать.

Сами собой с возрастом проблемы СДВГ-ят не проходят, это факт. Поэтому родителям очень важно не занимать наблюдательную позицию в ожидании чуда, а активно заниматься воспитанием и лечением ребенка.

Лечение СДВГ

Обычно при диагнозе СДВГ применяется комплексная терапия – медикаментозная и психологическая. Лечение данного расстройства длительное, обычно дважды в год назначают пропивать курс ноотропных или нейрометаболических препаратов (фенибут, финлепсин, ноотропил, пантогам и т.п.). Могут быть рекомендованы и уколы (кортексин, церебролизин). Правильное лечение может назначить исключительно врач специалист (невролог или психиатр), никакая самодеятельность недопустима.

Как воспитывать гиперактивного ребенка

Не обращать внимания на поведение СДВГ-енка невозможно, да и неправильно. Ведь именно по адекватным реакциям взрослых ребенок определяет «что такое хорошо, и что такое плохо». И все же заповедь Карлсона - «спокойствие, только спокойствие», в отношении гиперактивных детей должна стать ключевой. Строгие, но доброжелательные замечания взрослого рано или поздно принесут свои плоды, пусть и не столь быстро, как хотелось бы, ведь такому ребенку сложно справляться с самим собой. Будучи весьма шумными и непоседливыми, такие детки хорошо воспринимают тихий, но уверенный голос взрослого.

Очень важно не перейти ту тонкую грань, что разделяет мягкую коррекцию поведения от настойчивых попыток изменить характер ребенка. Человек рождается уже с определенным характером, его быстрее «сломать», чем переделать. Поэтому следует запомнить – исправлять надо не характер, а поведение.

Первоочередная задача воспитания гиперактивного ребенка – приобретение навыков, необходимых для успешной жизни в социуме. Это умение общаться, уступать, контролировать себя, справляться со своими эмоциями. Неуправляемые эмоции характерны для незрелой личности.

Взрослые, участвующие в процессе воспитания ребенка (любого, а гиперактивного – особенно), должны соблюдать единый стиль «управления». Особенно не должно быть принципиальных разногласий в воспитательных вопросах между мамой и папой. Если взрослые не могут договориться между собой, ребенок быстро научится манипулировать ими, хитрить и изворачиваться. Но, кроме того, он будет еще и страдать, чувствуя свою вину из-за родительских споров.

Характер или диагноз

Довольно часто родителям бывает трудно определить, в пределах нормы находится поведение ребенка или уже пора обращаться к специалисту. Детское здоровье – это самое дорогое и хрупкое, что у нас есть, и мера ответственности родителей здесь очень велика. В таких вопросах, как говорится, лучше «перебдеть». С самого раннего возраста с невропатологом нужно консультироваться обо всем, что настораживает. Хороший доктор никогда не отмахнется, прекрасно понимая, что одни и те же проявления у разных детей могут означать как норму, так и патологию.

К назначенному специалистом лечению нельзя относиться легкомысленно, его необходимо выполнять. Если доктор не внушил доверия, следует обратиться к другому. Пускать дело на самотек нельзя ни в коем случае, тем более, если у малыша диагностированы органические нарушения. Современная медицина располагает техникой, позволяющей поставить точный диагноз (ЭЭГ, УЗИ головы, МРТ и т.п.). С результатами обследования стоит посетить не только невропатолога, но и психиатра для дальнейшего обследования и получения грамотных рекомендаций.

Советы родителям детей с СДВГ

  • Соблюдайте распорядок дня. Для таких деток важна предсказуемость событий, их привычный ход. Это приносит им чувство безопасности.
  • Ограничивайте строгими рамками время просмотра телепередач и игры в компьютер. Обращайте внимание на их содержание, избегайте трансляцию насилия и негатива. Это не идет на пользу и обычным детям, а гиперактивным – крайне вредно.
  • Обязательно физически нагружайте ребенка (в меру, конечно), это позволит ему снять нервное напряжение.
  • Водите ребенка в церковь, даже если считаете себя атеистом. Не обязательно выстаивать долгие службы, сама атмосфера храма действует позитивно и умиротворяющее.
  • Если ребенку требуется лечение, начинайте его как можно оперативнее, от этого зависит его эффективность.
  • Всегда помните, что ребенок ведет себя так, потому что он не может по-другому, а не потому что хочет довести вас до белого каления.
  • Самое важное. Любите и не скрывайте своих чувств от ребенка! Любви, как известно, много не бывает…
Семья Комментировать
+ 0 -